Статья: Интервью с Ктет Фаядом - консультантом третьего года в Deloitte
1393

Интервью с Ктет Фаядом - консультантом третьего года в Deloitte

Дарья Демидова

Расскажи о себе. Чем ты занимаешься и как ты попал в Deloitte?

Я закончил бакалавриат РЭУ им. Плеханова, факультет Мировой экономики. На втором курсе начал участвовать в кейс-чемпионатах и различных бизнес играх. В команде я отвечал за «экономику» решений, понял, что тема финансового анализа меня сильно увлекает и решил подготовиться к сдаче на международный сертификат аналитика (CFA, Chartered Financial Analyst). Также я проходил обучение по программе «финансовая аналитика» в Центре Математических Финансов при МГУ.

На четвертом курсе, т.е. чуть больше двух лет назад, я получил предложение присоединиться к группе Сопровождения сделок в департаменте Финансового консультирования в московском офисе компании «Делойт». Это моя первая серьезная работа и большая радость, так как отбор в компанию был не самый простой.

Сейчас я – консультант третьего года, специализируюсь на финансовом прединвестиционном анализе крупных и средних компаний.

Расскажи подробнее, чем занимается группа Сопровождения сделок?

Группа по сопровождению сделок в «Делойте» занимается двумя основными направлениями:

1.     Прединвестиционный анализ (due diligence), который дает покупателю возможность получить актуальную информацию о потенциальном объекте инвестиций, его финансовом положении, а также о возможных финансовых и коммерческих рисках. Результаты такого анализа могут быть полезными при проведении переговоров с продавцом в отношении цены актива, а также использоваться для уменьшения рисков при заключении договоров на сделку.

2.     Комплексное консультирование на всех этапах сделки по слиянию и поглощению. Разработка инвестиционной стратегии, поиск надежных партнеров для ее реализации, а также сопровождение переговорного процесса.

Я занимаюсь финансовым прединвестиционным анализом. Чаще всего к нам обращаются клиенты, которые планируют приобрести другую компанию и хотели бы лучше разобраться в ней. Мы начинаем прединвестицонный анализ с общего обзора деятельности приобретаемой компании, краткого описания ее юридической структуры и схемы операционных потоков.

Далее изучаем имеющиеся источники финансовых и нефинансовых показателей, качество финансовой информации, используемые виды отчетности. Детально анализируем результаты деятельности: доходы, расходы, маржинальность в разных разрезах, динамику показателей, концентрацию клиентов и поставщиков, предлагаем нормализационные корректировки к EBITDA.

Рассматриваем внеоборотные активы, структуру оборотного капитала, качество дебиторской задолженности, кредитный портфель, забалансовые обязательства, чистый долг, капитальные затраты, денежные потоки. Выявляем основные риски и даем рекомендации по их урегулированию в рамках сделки.

Как проходит весь процесс заключения сделки M&A?

Процесс заключения каждой сделки уникален. Но в общих чертах со стороны покупателя его можно описать следующим образом:

1.     Обзор рынка и ключевых игроков

2.     Подготовка списка потенциальных объектов для приобретения

3.     Тестирование заинтересованности в сделке, начало переговоров с объектом приобретения

4.     Предварительная оценка

5.     Определение перечня существенных условий сделки, подписание меморандума о намерениях (MOU)

6.     Проведение прединвестиционной проверки

7.     Подготовка финансовой модели и оценка объекта

8.     Разработка механизма корректировки цены сделки, подготовка договора купли-продажи

9.     Подписание договора купли-продажи, завершение сделки, передача права собственности

10.   Окончательная корректировка цены сделки

 

Мы оказываем клиенту содействие на всех этапах M&A процесса.

Как изменялись твои задачи по мере твоего карьерного и профессионального роста внутри компании?

С каждым новым проектом задачи становятся более разнообразными. На первых проектах я выгружал данные из бухгалтерских систем клиента, делал их черновую обработку, строил графики. По мере погружения в отраслевую специфику клиентов и приобретения опыта, меня стали вовлекать в проведение анализа, написание отчета. На текущий момент, помимо основного анализа, я также занимаюсь выявлением рисков и готовлю обоснования корректировок к EBITDA, чистому долгу и оборотному капиталу, которые клиент обязательно должен принять во внимание при заключении сделки. На проектах я также могу выполнять руководящую роль и отвечать за работу нескольких младших коллег.

Выше я коротко описал функционал консультанта / старшего консультанта. С позиции менеджера и выше перед сотрудниками ставят задачи более высокого уровня.

Какая средняя продолжительность одного проекта?

Проект в среднем длится около месяца – с момента получения данных по объекту до отправки клиенту отчета, содержащего анализ и возможные риски.

Начинаем мы с детального информационного запроса к объекту, в котором указаны все расшифровки статей отчетности, перечисляются документы и пояснения, которые нам необходимо получить для начала работы. Далее мы обрабатываем информацию, задаем уточняющие вопросы – этот этап занимает несколько недель. После подготовки необходимых аналитических таблиц мы работаем над анализом, основными рисками, корректировками и описательной частью – на это уходит также около двух недель.

После получения и изучения отчета клиент может вернуться с уточняющими вопросами, мы даем пояснения и финализируем отчет.

Ты много работаешь? Удалось ли тебе за два года работы достичь work / life balance?

Работы много, она интересная и разнообразная. Мой рабочий день начинается примерно в 9-10 утра, а конец рабочего дня зависит от загрузки на проекте.

Иногда я ухожу из офиса в 6-7 вечера, но такое бывает нечасто. Пару раз мне с командой приходилось работать всю ночь, чтобы успеть завершить анализ в срок. Такое случается, но крайне редко и обычно по причине форс-мажорных обстоятельств. В среднем, продолжительность моего рабочего дня – это 12 часов эффективной работы.

Помимо работы, я участвую в различных неформальных мероприятиях, которые устраивают в нашей компании. В частности, я играю в футбол в команде нашего отдела при проведении внутреннего чемпионата. Также у нас устраивают благотворительные соревнования по спортивному ориентированию, выездные тренинги, на которых можно в том числе и активно отдохнуть с коллегами.

Работаешь ли ты по выходным?

Иногда надо работать и в выходные. И это снова зависит от проекта и загруженности. Если такая необходимость есть, я стараюсь организовать свою работу и работу команды так, чтобы оставить один полноценный выходной или работать по полдня.

Расскажи о карьерном росте внутри твоего отдела.

Карьерная лестница в нашем отделе следующая: консультант первого, второго и третьего года, потом старший консультант, менеджер, старший менеджер, директор и, наконец, партнер. Путь от консультанта первого года до старшего консультанта занимает около трех лет. От старшего консультанта до менеджера – два-три года. Повышение с позиции менеджера и далее может занимать самое разное время.

В целом, путь от консультанта до директора занимает 10-15 лет. Чем дальше ты продвигаешься по карьерной лестнице, тем больше фокусируешься на управлении командой и общении с клиентами.

Как ты проходил отбор в Deloitte?

После скрининга резюме меня пригласили на интервью с Департаментом по развитию талантов. Основная задача на данном этапе - понять цели и мотивацию кандидата, поэтому вопросы касались не только карьеры. Так, например, меня спрашивали о хобби и планах на будущее. Здесь самое главное не растеряться, отвечать честно и по делу.

На следующем этапе мне предложили пройти тест на английском языке. Это был даже не тест, а пул открытых технических вопросов на знание корпоративных финансов, бухгалтерского учета и проверку критического мышления и логики. Они совсем не были похожи на привычные тесты SHL, это были профессиональные задачи с акцентом не на знание конкретной формулы, а на умение критически мыслить, рассуждать и решать бизнес-кейсы. Я также написал эссе на английском языке.

Далее меня ожидало интервью с менеджерами. Мы обсуждали результаты теста и мои рассуждения. Мне также задавали дополнительные вопросы не в рамках теста, как технические, так и мотивационные.

Финальная стадия – это интервью с партнером, основное внимание уделяется мотивации будущего сотрудника, поэтому на данном этапе важно правильно себя подать и показать коммуникативные навыки. Партнерам важно понимать, сможет ли потенциальный кандидат работать в сложившейся команде.

Чем Deloitte отличается от других компаний большой четверки?

Для меня главное отличие заключается в корпоративной культуре «Делойта». Тут я всегда чувствую поддержку со стороны коллег, и это очень важно для продуктивной работы. У меня замечательная команда, состоящая из людей, с которыми не только приятно работать, но и проводить время вне офиса. Мои отношения со многими коллегами переросли в дружеские. Я чувствую командный дух и рабочую атмосферу в нашем отделе.

В твоей группе есть стажерские вакансии? Как можно к вам попасть?

В департаменте финансового консультирования есть интересная программа развития молодых специалистов FAStream. Эта программа позволяет недавним выпускникам получить практический опыт сразу в трех ключевых подразделениях департамента: группе по сопровождению сделок, группе по расследованиям экономических преступлений (Форензик) и группе по оценке бизнеса.

Участники программы работают по четыре месяца в каждой из указанных групп. Но важно понимать, что эта программа не является стажировкой. Участники программы выходят на позицию консультантов, работают полный рабочий день, с них такой же спрос, как и с других сотрудников.

Какие советы ты бы мог дать выпускникам? Как готовиться к отборам?

Главное, что должно отличать хорошего консультанта - это умение критически мыслить. Именно этот навык я советую развивать в себе в первую очередь. Также в ходе прохождения тестирования и интервью безусловно понадобятся знания финансов, основ оценки и бухгалтерского учета.

Я рекомендую начать подготовку с изучения книг по подготовке к первому уровню CFA. Это отличная программа, которая широко охватывает все основные сферы экономики, в том числе математическую статистику, анализ финансовой отчетности, корпоративные финансы, деривативы и прочее.

Важно знать бухгалтерский учет - язык финансов. Без него будет сложно осваивать финансовый анализ и многие другие области экономических знаний. Чтобы подтянуть знания в этой области, я советую почитать «Бухгалтерский учет за 14 дней» Сергея Молчанова. После можно также ознакомиться с учебниками по ACCA, в частности бумагами F3 “Financial Accounting” и F7 “Financial Reporting”. Очень многое из курса ACCA я использую в своей работе каждый день.

Для наработки критического подхода к решению задач советую порешать бизнес-кейсы, в свое время они мне помогли научиться мыслить нестандартно. Даже в повседневных ситуациях необходимо уметь задавать правильные вопросы, аргументировано доказывать свою точку зрения и конструктивно возражать.

Также в нашей работе необходимо хорошее знание английского языка. Мы много общаемся с коллегами из офисов в других странах и делаем анализ для иностранных клиентов на английском языке.

Главный совет напоследок – занимайтесь тем, что вас действительно вдохновляет и приносит удовольствие. Выбор карьерного пути важен, работа - это большая часть нашей жизни.