Статья: 6 шагов к эффективному анализу финансовой отчетности
557

6 шагов к эффективному анализу финансовой отчетности

Дарья Демидова
Редактор

Для любого финансового специалиста важно знать алгоритм эффективного анализа финансовой отчетности фирмы. Для этого требуется понимание трех ключевых областей:

  • Структура финансовой отчетности
  • Экономические характеристики отрасли, в которой фирма работает
  • Стратегии, которые фирма преследует

Как правило, есть шесть шагов для разработки эффективного анализа финансовых отчетов.

1. Определите экономические характеристики отрасли.

Во-первых, определите анализ цепочки создания стоимости для отрасли - цепочку действий, связанных с созданием, производством и распространением продуктов и / или услуг фирмы. На этом этапе обычно используются такие методы, как Porter’s Five Forces или анализ экономических атрибутов.

2. Определите стратегии компании.

Затем следует рассмотреть характер продукта / услуги, предлагаемого фирмой, в том числе уникальность продукта, уровень прибыли, создание лояльности к бренду и контроль затрат. Кроме того, следует учитывать такие факторы, как интеграция цепочки поставок, географическая диверсификация и диверсификация отрасли.

3. Оцените качество финансовой отчетности фирмы.

Просмотрите основные финансовые отчеты в контексте соответствующих стандартов бухгалтерского учета. При рассмотрении балансовых счетов такие вопросы, как оценка и классификация, являются ключом к корректности. Главный вопрос заключается в том, является ли этот баланс полным представлением об экономическом положении фирмы. При оценке отчета о прибылях и убытках основной целью является надлежащая оценка выручки и ее корректировка до чистой прибыли по шагам затрат. Оценка отчета о движении денежных средств помогает понять влияние ликвидности фирмы на ее деятельность, инвестиции и финансовую деятельность в течение периода - по сути, откуда поступали средства, куда они направлялись, и о том, как изменилась общая ликвидность фирмы.

4. Проанализируйте текущую рентабельность и риск.

Это шаг, на котором финансовые специалисты действительно могут повысить ценность анализа фирмы и ее финансовых отчетов. Наиболее распространенными инструментами анализа являются ключевые показатели финансовой отчетности, касающиеся ликвидности, управления активами, рентабельности, управления долгом / покрытия и оценки риска. Что касается рентабельности, то нужно задать два главных вопроса: насколько выгодны операции фирмы по отношению к ее активам, независимо от того, как фирма финансирует эти активы, и насколько выгодна фирма с точки зрения акционеров (неприменимо для непубличных компаний).

5. Подготовьте прогнозную финансовую отчетность.

Несмотря на часто возникающие трудности, финансовые специалисты должны делать обоснованные предположения о будущем фирмы (и ее отрасли) и определять, как эти факторы будут влиять как на денежные потоки, так и на финансирование извне, чтобы определить финансовый леверидж.

6. Оцените фирму.

Оценка фирмы — уравнение с множеством переменных. Хотя существует множество подходов к оценке, наиболее распространенным является метод дисконтированных денежных потоков. Для непубличных компаний со скромной интеллектуальной собственностью обычно характерен способ оценки чистых активов.

Важный момент:

Прежде чем приступать к анализу отчетности и отрасли компании, вы должны быть уверены, что данные, которые вы берете, максимально объективны с точки зрения бухгалтерского учета. Информация не должна содержать бухгалтерских ошибок и разночтений.


Автор: Анастасия Гапонец, финансовый контролёр АО "МарКом"